Собор Санта Мария дель Фьоре располагается в самом сердце древнего города. Огромный Купол ржаво-красного цвета, заканчивающийся восьмигранником, венчает прекрасное здание собора, построенное из мрамора и украшенное изысканной резьбой.
По своим размерам Флорентийский собор колоссален, он уступает разве что собору Святого Петра. В конце тринадцатого века архитектор Арнольфо ди Камбио разработал проект, в котором применил готические и норманнские архитектурные элементы.
Самым первыми был возведен широкий центральный неф, расположенный в восточной части собора, вскоре были готовы боковые нефы и барабан в виде восьмиугольника. В 1310 году Арнольфо ди Камбио скончался, и строительные работы были остановлены.
Только в 1330-х годах строительство было возобновлено. Для строительства колокольни был приглашен Джотто ди Бондоне. Однако, он не смог ее достроить, так как через семь лет скончался. Лишь к середине четырнадцатого века ее смогли достроить. Тем не менее, колокольня вошла в историю именно под его именем — Кампанила Джотто.
Колокольня имеет квадратную форму, со всех сторон она украшена шестигранными и ромбовидными медальонами исполнения Альберто Арнольди, Андреа Пизано, Луки делла Роббиа,а также нишами со статуями.
При проектировании купола собора не была учтена одна проблема — строительных лесов, требуемой высоты, не оказалось, а местные власти не захотели оплачивать их строительство. Тем не менее, благодаря величайшему скульптору Филиппо Брунеллески, купол смогли возвести купол даже без строительства дорогостоящих лесов.
Брунеллески спроектировал конструкцию с арочным каркасом, сделанную из кирпича, уложенную «в елку». Купол имеет восемь угловых дуг, расположенных под наклоном в шестьдесят градусов. Дуги соединили горизонтальные перемычки.
Брунеллески возглавлял строительство собора практически до самого конца. Он занимался этим до самой смерти и почти завершил работу, однако, фасад собора начали перестраивать. Только к 1887 году архитектор Эмилио де Фабрис наконец завершил работы.